КОНСУЛЬТАЦИИ ТАРОЛОГОВ

 

Севда

Таролог и потомственный целитель.
Мастер работает строго по записи
Подробнее:


 

Ольга Дудоладова


Психолог и таролог.
Мастер работает строго по записи
Подробнее:


 

Таина

Таролог.
Мастер принимает строго по записи

Подробнее:

 

Марина Мазулина Приведи друга - получи одно занятие в подарок!

приглашает на занятия
ХАТХА ЙОГА для старшего возраста
Идет набор в группу
 

Валентина Чистова Приведи друга - получи одно занятие в подарок!

"ХАТХА-ЙОГА"
Подробнее:
 
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Эзотерический портал Живое Знание - место духовного развития и обмена Новым Знанием.
Газета
для тех, кто ищет духовное и физическое здоровье

«Нервные» дети



Номер газеты: декабрь 2005
Автор: Хахалин Л.

В прошлом году на праздновании дня рождения моей восьмилетней внучки Ксюши собралась небольшая компания ребятни. Уже по тому, как дети вели себя за столом, можно было определить «кто есть кто». Пятеро почти не отвлекались от всевозможной вкуснятины. Шестой же гость, шестилетний Гриша, громко и почти не умолкая разговаривал, всем делал замечания, толкал соседей локтями, передразнивал именинницу и активно вовлекал в это моего пятилетнего внука Кирилла. Последний, по своему малолетству, как мог подражал Грише, и ему было весело и интересно, но немного страшно, потому что он делал это впервые. Но вот Гриша стал бросать кусочки торта в девочек, а они стали визжать и отстреливаться мандаринами... И началось большое веселье!.. Кирилл смотрел на Гришу во все глаза с восторгом и ужасом. На шум прибежали взрослые, и Гришина мама очень громко, сердито и самыми злыми словами отругала сына и даже дала ему подзатыльник, на что Гриша ухмыльнулся и замахнулся на нее. Дети притихли, а Кирюшка разрыдался, и мы долго не могли его успокоить. Через час, когда мультики ему надоели, Гриша организовал прыжки на мягкой мебели, у одного кресла отвалилась ножка, именинница громко треснулась об пол, все, кроме нее, весело смеялись, а Гришу опять ругала мама, а у Кирилла опять были слезы на глазах. И потом весь вечер он был тихий, жался то к родителям, то ко мне и прятался от Гриши с его разрушительными забавами. «Какой он у вас нервный!», — насмешливо сказала Гришина мама. «Это еще надо посмотреть, кто тут нервный»,— обиделась моя невестка.

Всем хорошо известно, сколько хлопот окружающим может доставить даже один непоседливый ребенок. «С ним нет сладу», — вот самая частая жалоба на таких ребятишек. Больше половины из них — мальчишки. Взрослые, тем более чужие, как правило, не понимают, что происходит с ребенком, однако его поведение их, по меньшей мере, раздражает. Но настоящие проблемы начинаются, когда такой малыш попадает в детское дошкольное учреждение. Сказать, что это стресс для всякого ребенка, значит, ничего не сказать. Не просто стресс — глубочайшее потрясение, и с точки зрения психологии, и с позиций биомедицины. А в реальной жизни оно практически всегда проявляется заметными изменениями в поведении ребенка и дома и в детском коллективе. Одни дети как-то сразу взрослеют: они легче овладевают новыми навыками, проникаются новой ответственностью, становятся более дисциплинированными. Другие же словно делают шаг назад: в капризы, истерики, непослушание, глупое детское упрямство, а иногда становятся злобными, агрессивными. Нередко такие дети быстро приобретают массу вредных привычек. Но главное, что, как правило, прежде всего начинает беспокоить взрослых, — это их выраженная непоседливость. В детских группах именно они зачастую становятся зачинщиками скандалов и драк. И хотя взрослые почти всегда вежливо называют это «нервностью» ребенка, а самих детей — «нервными», но в глубине души считают их психоневрологическими больными. Как ни печально, но это мнение отчасти справедливо.

Дело в том, что любой ребенок, попав в коллектив равных себе, стремится занять в нем свое законное место. Стать «начальником» для кого-то и «подчиненным» кому-то. Так уж устроен человек, даже самый маленький. Добиться самоутверждения дети могут только одним способом — обратить на себя внимание. Физически здоровый ребенок ВСЕГДА отстаивает свою индивидуальность. Поэтому малыши чуть что начинают перекрикивать друг друга, легко ссорятся и так же легко мирятся, непрерывно толкаются и дерутся. Нам кажется, что они балуются и играют, а они борются за свое положение. Причем всеми доступными им средствами. В постоянных по составу группах все роли постепенно распределяются: большинство детей становятся «рядовыми», выделяются лидеры и — почти в каждой группе — появляются свои «клоуны» и отверженные. Ими всегда становятся дети, которых мы называем «нервными».

В последние тридцать лет в разных странах предпринимались многократные попытки выяснить главную причину повышенной инфекционной заболеваемости детсадовских детей. Конечно, в первую очередь исследовали их иммунитет, предполагая, что он ослаблен, и сравнивали эти показатели с уровнем иммунитета у их «домашних» ровесников. Увы, никакой очевидной разницы обнаружено не было. А затем стали выяснять связь повышенной заболеваемости с нервно-психическим статусом детей. Исследования позволили точно установить, что наихудшая картина заболеваемости и количества осложнений наблюдается у «нервных» детей. Для науки это не стало откровением, так как иммунологи отлично знают о тесной связи нервной и иммунной систем, но практические выводы из этого факта сделаны не были.

«Он раньше не был таким!», — восклицают родители в ответ на жалобы окружающих. Вконец испортившееся поведение своего ребенка они чаще всего объясняют дурным влиянием на него других детей в группе дошкольного учреждения. Воспитатели же упрекают родителей в неумении воздействовать на свое чадо, в нежелании приложить усилия по исправлению такого поведения. Часто в саду пытаются решить проблему на бытовом уровне (ребенка «выдавливают» из группы или из дошкольного учреждения с определенным ярлыком и репутацией), вместо того чтобы привлечь к ней врача. Потому что среди непосед действительно встречаются дети с расстройствами нервной и психической деятельности.

Крупнейшие отечественные специалисты отмечают: «Впервые родители задумываются над тем, что с их ребенком что-то не так, когда ему исполняется три года и он начинает посещать детский сад. А впервые обращаются к врачу, когда он уже учится в первом классе». И в этой замечательной формулировке отражена суть проблемы отечественной действительности — воспитатели детских дошкольных учреждений по неизвестным мне причинам недостаточно обращают внимание родителей на настораживающие особенности поведения их ребенка (а иногда и вовсе этого не делают). Зато школьные учителя, в силу специфики школьных занятий и требований к учащимся, уже не могут терпеть разнузданности ученика и настаивают на консультации у психоневролога.

Задача врача проста: выяснить природу «нервности» ребенка, потому что в основе настоящей нервности могут лежать только три вида причин: биологические, генетические и социальные. К биологическим относят плохое здоровье матери и ее вредные привычки, осложненное течение беременности, неправильные роды, недоношенность, тяжелые заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте и проч. Кроме того, сейчас специалисты считают уже практически доказанным, что каждый четвертый «нервный» ребенок имеет наследственную, генетическую предрасположенность к подобному состоянию. К социальным причинам «нервности» следует отнести все те, которые могут сильно повлиять на нервно-психическое формирование ребенка, начиная с третьего года его жизни.

При обследовании таких детей педиатры (невропатологи или психоневрологи, но не психиатры) будут искать нарушения координации движений, тики, навязчивые движения, эпизоды энуреза (ночного недержания мочи), энкопреза (недержания кала) и другие признаки невропатии. Научные исследования показали, что две трети «нервных» детей воспитываются в неблагополучных семьях — неполных, малообеспеченных, в семьях, где имеются взрослые с психическими отклонениями и заболеваниями, где в воспитании ребенка неоправданно часто применяются жестокие психологические и физические методы принуждения.

Все это выяснят врачи, если ребенок будет направлен к ним. Но для этого требуются веские основания. И тут, как показывает практика, воспитатели и педагоги, а в первую очередь, конечно, родители, нередко затрудняются, пытаясь сформулировать необходимость направления ребенка к психоневрологу. Все их претензии сводятся по сути дела к проблеме непослушания, которая формально не имеет отношения к медицине. В таких ситуациях помощь могут оказать критерии, разработанные в США, где проблема непоседливых (а по-нашему — «нервных») детей стала весьма актуальной.

Итак, существуют три группы признаков: нарушение внимания, физическая сверхактивность (гиперактивность) и импульсивность.

Признаки нарушения внимания:

- ребенок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности;

- отвлекается от выполнения задания или игры на что-то постороннее;

- редко доводит до конца начатое дело;

- старается уклониться от выполнения трудных заданий под самыми разнообразными предлогами;

- часто «теряет» свои личные вещи — просто забывает, где он их оставил.

Признаки гиперактивности:

- суетлив (много одновременных действий);

- болтлив;

- очень подвижен — много бегает, крутится, сидя — непрерывно ерзает;

- не терпит тишины — начинает петь, бормотать, что-то рассказывать и не обязательно требует при этом внимания окружающих.

Признаки импульсивности:

- в разговоре часто прерывает собеседников;

- часто начинает отвечать, не подумав над ответом, а иногда — и не дослушав вопрос;

- с трудом и не всегда дожидается своей очереди в различных игровых или обучающих ситуациях.


Если у ребенка есть любые девять из двенадцати вышеперечисленных признаков, его обязательно надо направить на консультацию к психоневрологу. Я бы посоветовал сотрудникам детских дошкольных учреждений следовать этому правилу.

Лечение «нервных» детей — дело врачей и семьи, но никак не детских дошкольных учреждений. Медики используют несколько диагнозов для непосед. Они практически равнозначны по своему смыслу, хотя звучат с разной степенью тревожности: «синдром гиперактивности», «отставание в нервно-психическом развитии» и «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Современное лечение этих синдромов — многолетнее и комплексное, и включает в себя обучение родителей специальным программам, исправляющим поведение ребенка, специальное обучение ребенка, иногда — даже применение ряда психотропных лекарств. Из этого следует логический вывод: дети с тяжелыми и средне-тяжелыми формами «нервного» состояния должны выводиться из состава обычных групп детских дошкольных учреждений и проходить лечение либо на дому, либо в специальных дошкольных учреждениях, где для них создаются соответствующие условия с сокращением продолжительности занятий, с включением в программы развития методов аутотреннига и проч. Словом — это заботы семьи, врачей и специально подготовленных воспитателей.

Зарубежные специалисты проанализировали и положительные и отрицательные стороны такого подхода к проблеме, и выяснилось, что удаление из обычных групп дошкольных учреждений особо «нервных» ребятишек всегда приводит к повышению воспитательных и обучающих возможностей персонала, оздоровляет общую обстановку в группах детей. Отрицательной стороной такой практики является неизбежное отчуждение непосед от коллективов здоровых детей, которые могли бы стать для «нервного» ребенка ориентиром в поведении.

…В этом году, посоветовавшись, решили Гришу на день рождения Ксюши не приглашать: «Он как маленький, от него один шум и слезы», — сказала Ксюша, а Кирюшка вздохнул с облегчением.


Материал впервые опубликован в 2003 г.



В Медицинском центре "Помоги себе сам" можно записаться на прием к психотерапевту. Справки и запись по тел.178-54-14;
179-16-01




Добавить отзыв
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Текст отзыва:
Код на картинке:
РУБРИКАТОР
Медицина: история и открытия

Мир вокруг нас

Психология

Болезни, которые нас выбирают

Традиционная медицина

Целебное питание, диеты

Школа здоровья

Природные лекарства

Рецепты красоты

Детская энциклопедия

Медицинский дайджест

Женское здоровье

Наши врачи

Мужское здоровье

Товары для здоровья

Интересное знакомство

Рецепты народной медицины от наших читателей

Первая помощь

Спорим, обсуждаем, советуем.

Аренда загородного дома для семинаров и экстремальных тренингов

 
Наше расписание на портале СмартАфиша
 

Мы ВКонтакте

 

Мы в Facebook

 

Мы в Twitter_ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!



 

Самопознание.ру

Всё саморазвитие и самосознание на одном сайте (Самопознание.ру).
 
АНОНСЫ СТАТЕЙ
Болезни, которые нас выбирают
ЕСЛИ ВАМ ПОСТАВИЛИ ДИАГНОЗ НЕФРОПТОЗ...
Если вам поставили диагноз нефроптоз, поводов для отчаяния нет. Современный уровень развития медицины позволяет с успехом справляться как с самим недугом, так и с его осложнениями.

Болезни, которые нас выбирают
Осторожно: аллергены!
Об аллергии было известно еще в древности. В V-IV веках до нашей эры знаменитый греческий врач Гиппократ описал случаи непереносимости пищевых продуктов, приводящие к желудочным расстройствам и крапивнице, а шесть столетий спустя римский врач Гален сообщил о насморке, который вызывается запахом роз.

Природные лекарства
Домашняя мята (мята перечная)
Мята перечная зачастую растет на огородах. А ведь это целебное растение можно выращивать и дома.

Школа здоровья
Диагностика по ушной раковине
Ушная раковина является «пультом управления» всем телом. На ней различают около 150 биологически активных точек, воздействие на которые позволяет активизировать работу всех органов тела.

Медицинский дайджест
Уколы без шприца
Ученые Гарвардского университета разработали новый способ инъекций, который позволит делать уколы без шприцев и иголок.

Психология
Каббала — путь управления своей жизнью
В настоящее время каббалистические знания сделались доступными многим. Какова же модель нашей жизни по Каббале?

Психология
Как важно жить без стресса
Стресс опасен, но если вы осознали это, значит сделали первый шаг к его устранению.

Медицинский дайджест
Не прикрывая рта (зевотa)
Природа зевоты до конца не объяснена наукой. Но кое-что все же известно.

Болезни, которые нас выбирают
Чем опасен полипоз
Полипы — доброкачественные новообразования в полости носа. Причиной их появления могут стать аллергия, изменения в иммунной системе или хронические заболевания носа и его придаточных пазух.

Психология
Педагогические тонкости
Сын вырос, а вы и не заметили. Почему часто так случается: обо всем, что происходит с ребенком, родители узнают или догадываются последними?

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Самопознание ру
САМОПОЗНАНИЕ РУ




АНОНСЫ СТАТЕЙ
Рецепты красоты
Особое внимание —шее
Шея требует особенно тщательного ухода, так как ее кожа очень нежна, чувствительна, содержит мало сальных желез и поэтому старится быстро. Мышца, охватывающая всю область шеи и часть лица, с возрастом атрофируется. Причем стариться она начинает раньше и процесс этот развивается быстрее, чем в других мышцах.
Рецепты красоты
Кожа в период беременности
Изменение состояния кожи у беременных женщин — явление часто встречающееся и вполне естественное. Ведь их организм испытывает повышенные физические и гормональные нагрузки. Кожа может стать слишком сухой или, наоборот, жирной по сравнению с той, что была до беременности. Однако с этой проблемой вполне можно справиться.
Наши врачи
Биорезонансная терапия: ключевое слово — «баланс»
Сейчас много говорят о возможностях биорезонансной терапии (БРТ). Что это — очередная панацея или новый шаг вперед в вечной борьбе человека с болезнями? Рассказать об этом методе, который широко применяется в медицинском центре «Помоги себе сам», мы попросили главного врача центра Александра Васильевича Трифонова.
Школа здоровья
Михаил Глянцев: психотерапевт как учитель радости
Человек не может не реагировать на общественные катаклизмы, личные горести и беды и прочие напасти. Вопрос лишь в том, как научиться «держать удар», — то есть, несмотря на все потрясения, сохранять цельность и силу духа, чтобы достойно жить, принося радость себе и окружающим.
Медицина: история и открытия
Революционная деятельность и развитие психиатрии в России
Долгое время на Руси психически и нервнобольные считались «одержимыми бесами», и зачастую их содержали в ямах или сараях прикованными цепями к стенам или даже подвешенными к потолку.