Ольга Дудоладова


Психологическая консультация.

Мастер работает строго по записи
Подробнее:


 

Таина

Мастер консультирует строго по записи

Подробнее:

 

Севда


Таро-консультации каждый понедельник и четверг
с 13.00 до 20.00
Мастер работает строго по записи
Подробнее:


 

РЕГУЛЯРНЫЕ ЗАНЯТИЯ В КЛУБЕ :

 

Ирина Макарова Приведи друга - получи одно занятие в подарок!

приглашает на занятия
БОДИ-ФЛЕКС
+ ФИТНЕС-ПРОГРАММЫ

 

Евгений Шибалов Приведи друга - получи одно занятие в подарок!

приглашает на занятия
УРОКИ ЗДОРОВЬЯ.
Понедельник, среда
13.00-15.00



 

Валентина Чистова Приведи друга - получи одно занятие в подарок!

РЕГУЛЯРНЫЕ ЗАНЯТИЯ
"ХАТХА-ЙОГА"

каждую субботу
10.00-12.00
последнее занятие в этом сезоне - 22 апреля (суббота)
Подробнее:
 

Валентина Теслина Приведи друга - получи одно занятие в подарок!

приглашает на занятия
ХАТХА ЙОГА
для старшего возраста
четверг 10.00-12.00
 

Александр Фролов Приведи друга - получи одно занятие в подарок!

приглашает на занятия
ЖИЗНЕННАЯ СИЛА
+ СИЛА СОЗНАНИЯ
среда 17.00-19.00;воскресенье 11.30-13.00


 

Галина Шереметева

 
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Эзотерический портал Живое Знание - место духовного развития и обмена Новым Знанием.
Газета
для тех, кто ищет духовное и физическое здоровье

Трудный подросток труден, прежде всего, для себя самого...



Номер газеты: апрель 2007
Автор: Баринова А.

Большинство из нас, уклончиво именующих себя взрослыми, считают, что любят детей. Чужих! А к своим (давайте будем честными!) испытывают некую противоречивую смесь «ребенкомании» с «ребенкофобией». Можно спорить, совершенен этот мир или нет, но особых споров о том, что люди находятся лишь на пути к совершенству, не слышно. Соответственно, среди далеких от совершенства взрослых подрастает «племя младое, незнакомое», перенимающее наши, а не чьи-нибудь недостатки. В ответ взрослые придумывают различные термины, например, «трудный подросток».

Прокомментировать ситуацию я попросила ведущего научного сотрудника лаборатории психологической реабилитации личности ГосНИИ семьи и воспитания, кандидата педагогических наук Наталию Георгиевну ОСУХОВУ.


— Начну с того, что любому ребенку необходима любовь именно к нему — такому, каков он есть. Родители, конечно, любят своих детей, но сплошь и рядом не так, как ему надо, а «по-своему». Часто в семьях с гиперопекой (если воспользоваться вашим термином — «ребенкоманией») его любят «для себя», что и порождает множество воспитательных проблем, списываемых на трудный подростковый возраст.

Прежде определимся в терминологии. Термин «подросток» весьма расплывчат. У нас чаще всего подростками называют двенадцати-пятнадцатилетних. Гораздо точнее объединять подростков и юношей, которые сегодня вступают в общество. К этому нас побуждает и литературная и психологическая традиция. Вспомним Ф.М.Достоевского, а из психологов, прежде всего, Эрика Эриксона, создавшего концепцию жизненного пути человека от рождения до смерти. Оба они относили и подростковый и юношеский возрасты к «подростничеству», то есть эпохе между двумя берегами: родительской семьей и взрослой самостоятельной жизнью. От одного берега подросток уже отплыл, а к другому еще не причалил. Посему основная задача подросткового возраста, его назначение и психологическая суть — самоопределиться, найти «свое лицо» и место в жизни.

Решить эту задачу даже в стабильные времена было непросто. В обществах же переходного типа (а мы живем именно в таком) существует «разлом», «разрыв» между прошлым и будущим, между привычной для старшего поколения, но уже исчезнувшей формой жизни, и новым, еще не определившимся бытием. Требования жизни и ценности сегодня совершенно иные, чем были двадцать лет назад, когда росли родители. Взрослые, совсем как дети-подростки, входят в мир иных отношений, заново самоопределяются, и далеко не все у них благополучно. Часто все силы и энергия уходят на добывание куска хлеба. И получается, что подросток в семье живет, как под перекрестным огнем: с одной стороны, его собственная неопределенность, собственный жизненный кризис, с другой — кризис родителей, их проблемы.

— Вы считаете весь подростковый период кризисным?

— Безусловно. Кстати, в слове «кризис» не нужно усматривать трагичную интонацию. Это просто период, когда определяется путь дальнейшего развития, переход из одного жизненного этапа в другой. Интересно, что китайцы изображают понятие «кризис» двумя иероглифами, означающими «опасность» и «возможность». Так вот, кроме собственного кризиса, на подростка «сваливается» кризисная атмосфера семьи. Поэтому сегодняшнему подростку гораздо труднее, чем было в иные времена.

Если говорить о «ребенкофобии», то она происходит от собственных проблем, жизненного неблагополучия. Я в этих случаях никогда не виню родителей, поскольку они неосознанно транслируют опыт своего детства, и если выросли в семье, где им было холодно, то продолжают воспроизводить те же образцы.

Они и рады наладить отношения с ребенком, но, не зная как, испытывают глубокое чувство вины и пытаются от него откупиться: одни — деньгами и подарками, другие — предоставленной ему вседозволенностью. Но ведь дать можно только то, что у тебя есть. А если у человека просто нет опыта теплых отношений? Поэтому, оказывая психологическую помощь родителям, мы работаем на раскрепощение их чувств, возрождение детской способности удивляться, играть. Для этого применяются совместные детско-родительские тренинги или чисто родительские занятия, где они учатся видеть мир глазами ребенка.

— Вам, конечно, известна распространенная формула: «Дочь всегда повторяет судьбу матери»? У нее есть продолжение, которое знакомо далеко не всем: «...а сын редко повторяет судьбу отца». Насколько это справедливо?

— Попробуем обойтись без лобовых ответов. Лучше заглянем в одну из областей психологии. Я имею в виду известную идею семейных сценариев и жизненных мифов. Ее развивали великий русский философ А.Ф.Лосев, американский психолог Эрик Бёрн, французский психоаналитик Жан Лаккан. Установлено: если каждый из родителей любит, в первую очередь, себя и умеет о себе позаботиться, а во вторую — своего партнера, то в такой семье будет хорошо и итогу их любви — ребенку.

Образно это можно представить так: в семье мужчина и женщина — словно две ладони, обращенные друг к другу. Между ними разлито тепло, в котором ребенок чувствует себя уютно. А что касается образца для подражания, то каким должен быть мужчина или женщина, ребенок узнает от родителя противоположного пола...

— То есть, допустим, девочка берет пример с отца?..

— Не пример, просто папа помогает девочке осознать, какой женщиной она должна стать. Именно представление папы о «настоящей женщине» она и присваивает. А вот как быть женщиной, то есть инструментальную сторону, способы действий и манеры поведения — она присваивает мамины. Так же и мальчик: каким должен быть мужчина — это лучше знает женщина, поэтому об этом сын узнает из отношения матери к отцу.

Но это — в идеале!.. Дочь более глубоко укоренена в семье. А сын, более решительный в подростковом возрасте, начинает искать мужские образцы на стороне, если этого не хватает или вовсе нет дома. И часто находит, в том числе и в дворовых компаниях.

— Получается, если рассуждать философски, что знаменитый закон спирали работает и здесь?

— Есть такое направление практической психологии — семейная психотерапия, доказавшая, что как минимум три-четыре поколения семьи автоматически повторяют в той или иной форме модели поведения родителей. Если, конечно, не специальная рефлексивная работа, осознанный (при помощи специалистов) пересмотр истории семьи и выбор своей судьбы.

— Интересно, существует ли некая классификация, что ли, подростковой трудности? Я вот, например, представляю себе четко два типа: бунтарь и обманщик-негативист.

— Можно говорить о трех базовых вариантах защитного поведения подростков. Первый — подросток, растворяющийся в родителях. Такой ребенок полностью зависит от ожиданий родителей, можно сказать — живет их жизнью, а не своей. Он очень удобен для взрослых: с ним нет проблем, но вот у него со временем возникает масса трудностей. Прежде всего, из-за неуверенности в себе. Вырастая, он или не может создать свою семью и навсегда остается «при маме», или постоянно оглядывается на родителей.

Второй вариант — это, говоря вашими словами, бунтарь. Но этот бунт — способ, помогающий ребенку сохранить, отстоять себя. Если в первом варианте подросток отказался от собственного «я», то во втором принял вызов, неосознанно брошенный родителями, и ведет с ними неравный бой. Подростковая агрессия — своеобразный маркер неблагополучия: признак того, что ребенку плохо в той среде, в которой он живет. Агрессия (заметьте, не только у подростков!) — это способ защиты, пусть и неудачный.

Ну и третий вариант — уход от реальности: в мир книжек, фантазий, во всякого рода увлечения, но это всегда — уход в одиночество, фактически, житие в виртуальном мире.

— Если проблема осознана, нужно искать методы ее решения. В каких же случаях лучше применять строгость, в каких — ласку, а когда — уже пора и к психологу?

— Я считаю, что визит к психологу никогда не помешает. Он нужен, чтобы понять особенности своего ребенка и быть ему «помогающим родителем».

Исследователи выделяют три стиля общения: авторитарный, манипулятивный и диалогический, или развивающий. В большинстве семей «работают» или авторитарный, или манипулятивный. А подросток очень хочет ди-а-ло-га. Его заветная мечта, чтобы родители признали его равным себе. На самом деле это не так сложно: вы знаете, он равен нам уже потому, что тоже человек. Он, как и мы, имеет право на самостоятельное мнение, на то, чтобы говорить и быть услышанным.

— Сказать это — легко и понятно. Но как трудно так поступать!..

— Задумайтесь, отчего жесткий авторитарный стиль кажется многим родителям наиболее действенным? Первая причина коренится в истории нашей страны: в веках крепостного права, в череде насилий и войн. Вторая: родителю очень страшно, что его ослушаются, и он невольно избирает тактику психологического насилия. Третья: в семье, где вырос нынешний родитель, детей воспитывали именно так. С диалогическим стилем сложнее. Во-первых, никто и никогда родителей ему не учил. Во-вторых, он требует гораздо больше понимания.

Но говорить: применяйте только диалогический, демократический стиль, — я не рискну. Мастером воспитания — хоть домашнего, хоть школьного — может стать только тот, кто владеет всеми стилями взаимодействия. В экстремальных ситуациях авторитарные методы просто необходимы. Главное, чтобы воспитывающий руководствовался любовью к ребенку и желанием разбираться в ситуациях. В некоторых случаях полезен манипулятивный стиль — например, когда бунтующий подросток на любые разумные доводы отвечает «нет». Существует забавный прием, называемый «ложный выбор». Скажем: «Ты борщ сейчас есть будешь или через полчаса?» (Но ведь борщ-то ты все равно будешь есть!). На ложность выбора наш бунтарь не обратит внимания, он будет выбирать — когда. Или же: «Тебе когда удобней убрать в своей комнате: с утра или к вечеру?» То есть необходимость уборки не вызывает сомнений, но время действия ребенок выберет сам.

— Наталия Георгиевна, как, на ваш взгляд, — за границей дело обстоит лучше с решением подобных проблем? У них вроде бы развиты всевозможные социальные и воспитательные службы. Но почему тогда создается впечатление, что люди в процветающих государствах мучаются не меньше (если не больше) нас, живущих в «разброде»?

— Давайте возьмем за основу, что страдание каждого человека — уникально и неповторимо. Да и существует ли она — единица измерения страдания? За рубежом больше и полнее развита сфера профессиональных помогающих служб (психологи, социальные педагоги, соцработники), которая у нас только начинает развиваться. В этом году будет праздноваться интересная дата: 300 лет социальной службы в России вообще и 10-летие ее возрождения. Все годы после революции ее просто-напросто не существовало.

Итак: лучше ли в развитых, цивилизованных странах? Конечно, в более устойчивом обществе другие проблемы. Однако в конце 60-х во Франции, в Америке происходили знаменитые студенческие бунты, то есть налицо был свой бурный кризис. Сказать, что у них нет проблем со своими подростками, было бы большим преувеличением. Так что у них все то же самое, но в более мягкой форме. Ведь подростковый возраст — это время выбора себя, а оно не бывает простым. И если в этот период нет проблем — они в гораздо более острой форме возникнут годам к тридцати. Но это — уже другой разговор...

* * *


Быть может, нам, уклончиво именующим себя взрослыми, стоит забыть о собственных несовершенствах и о недостатках наших детей. Или просто больше любить и уважать себя и близких. Не заставляйте подростка быть вашим продолжением, не «хватайтесь» за чужую судьбу. Наверное, самый большой подарок для каждого — шанс на выбор. Думаю, нам стоит поверить в то, что наши обожаемые «трудные подростки» сумеют сделать правильный выбор.

А что делать нам? Быть рядом. Жить общей с ними жизнью. Ведь каждому человеку, вступающему в жизнь, так нужен Дом, где его понимают, принимают и ждут.


Материал впервые опубликован в 2001 г.


В Медицинском центре "Помоги себе сам" можно записаться на прием к психотерапевту. Справки и запись по тел.(499) 179-10-20;(499) 742-83-58;(499) 742-83-59

Поделиться с друзьями:





Добавить отзыв
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Текст отзыва:
Код на картинке:
РУБРИКАТОР
Медицина: история и открытия

Мир вокруг нас

Психология

Болезни, которые нас выбирают

Традиционная медицина

Целебное питание, диеты

Школа здоровья

Природные лекарства

Рецепты красоты

Детская энциклопедия

Медицинский дайджест

Женское здоровье

Наши врачи

Мужское здоровье

Товары для здоровья

Интересное знакомство

Рецепты народной медицины от наших читателей

Первая помощь

Спорим, обсуждаем, советуем.

Аренда загородного дома для семинаров и экстремальных тренингов

 
Наше расписание на портале СмартАфиша
 

Мы ВКонтакте

 

Мы в Facebook

 

Мы в Twitter_ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!



 

Самопознание.ру

Всё саморазвитие и самосознание на одном сайте (Самопознание.ру).
 
АНОНСЫ СТАТЕЙ
Медицинский дайджест
МАРГАНЕЦ ПРОТИВ СПИДа
Вирус иммунодефицита человека практически не размножается в клетках с повышенным содержанием марганца.

Мир вокруг нас
КАК ВЫБРАТЬ КАМЕНЬ – ТАЛИСМАН?
В течение тысячелетий драгоценные камни были не только предметом роскоши и красоты, но и незаменимым лекарственным средством. О литотерапии – использовании камней в медицинских целях – свидетельствуют древние письменные источники.

Школа здоровья
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ
Для профилактики глазных заболеваний, улучшения зрения, уменьшения утомляемости глаз предлагаем вам комплекс несложных, но очень эффективных упражнений.

Медицинский дайджест
НЕРВЫ, КОФЕИН И ТАБАК
Почему люди курят? По привычке? Из желания походить на окружающих? Можно задуматься о возможной связи курения (как, впрочем, и употребления алкоголя) с чувством беспокойства: многие курильщики утверждают, что курят, когда нервничают. Но нельзя ли решить эту проблему иначе?

Психология
Спицетерапия (ручное вязание)
Напряженный ритм жизни истощает нервную систему, порождая в коре головного мозга застойные очаги возбуждения, поддерживаемые и усиливаемые негативными эмоциями.

Медицина: история и открытия
Медицина ХХI века


Мир вокруг нас
Икебана — искусство составления букета (Начало. Продолжение №№5, 6)
Это слово, в переводе на русский дословно означающее «живые цветы» (ике — жизнь, хана/бана — цветы), уже давно и прочно вошло в нашу жизнь.

Болезни, которые нас выбирают
Эндартериит
«Очень прошу ответить, как лечить облитерирующий эндартериит нижних конечностей? Чем отличается атеросклероз нижних конечностей от облитерирующего артериита?»

Мир вокруг нас
Отпускной сезон
Многие россияне, особенно жители крупных городов, предпочитают проводить отпуск на теплых морских курортах или в экзотических странах.

Школа здоровья
ВАМ – ЗАБЫВЧАТЫЕ
Если вы не помните, заперли ли вы дверь, выключили ли газ, свет и т.п., то, вероятно, вы действуете автоматически (привычные движения не запечатлеваются в сознании), и поэтому информация не закрепляется в вашей памяти.

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Самопознание ру
САМОПОЗНАНИЕ РУ




АНОНСЫ СТАТЕЙ
Первая помощь
КОГДА РЯДОМ НЕТ ВРАЧА (Судороги, обморок)(15)
Припадок - внезапная потеря сознания, сопровождается сначала тоническими, а затем клоническими судорогами.
Мир вокруг нас
«Благоприятный сценарий» пострашнее фильма ужасов (ВИЧ-инфекция)
O распространении (весьма бурном) и профилактике (крайне недостаточной) ВИЧ-инфекции в России по состоянию на 1 апреля 2001 года.
Детская энциклопедия
Молоко успокаивает
Московские физиологи выяснили, что материнское молоко положительно влияет на центральную нервную систему ребенка.
Первая помощь
КОГДА РЯДОМ НЕТ ВРАЧА (Острый живот)(16)
Категорически запрещается введение наркотиков, обезболивающих средств, антибиотиков и других лекарственных средств.
Детская энциклопедия
Гиподинамия начинается с детства
Ученые считают, что даже трехлетние дети уже ведут малоподвижный образ жизни, что предрасполагает к избыточному весу, повышенному риску соматических и психических заболеваний, нарушениям поведения и умственных способностей.