Евгений Шибалов Приведи друга - получи одно занятие в подарок!

приглашает на занятия
УРОКИ ЗДОРОВЬЯ
ПОНЕДЕЛЬНИК 13.00-15.00
СРЕДА 13.00-15.00




 

Александр Фролов Приведи друга - получи одно занятие в подарок!

приглашает на занятия
ЖИЗНЕННАЯ СИЛА
+ СИЛА СОЗНАНИЯ
ПОНЕДЕЛЬНИК 17.00-19.00
СРЕДА 17.00-19.00

 

Валентина Чистова Приведи друга - получи одно занятие в подарок!

"ХАТХА-ЙОГА"
ВТОРНИК 18.30-20.30

Подробнее:
 

Севда

Таролог и потомственный целитель.
Мастер работает строго по записи
Подробнее:


 
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Эзотерический портал Живое Знание - место духовного развития и обмена Новым Знанием.
Газета
для тех, кто ищет духовное и физическое здоровье

Хозяин и Собака. Лечебный театр Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой



Номер газеты: июнь 2007
Автор: Помоги себе сам

Так называется новая книга двух известных психологов, разработавших метод драматической психоэлевации (от латинского elevare — поднимать, восходить). Это оригинальный способ психокоррекции детей, страдающих невротическими и сходными пограничными расстройствами (страхи, агрессивное поведение, повышенная застенчивость, легкая степень аутизма, логоневроз, энурез, астма невротического происхождения, тики, навязчивости, демонстративное и асоциальное поведение, в том числе воровство, и т.п.).

Как рассказывают авторы, выявляя основные проблемы невротичных детей и задумавшись над тем, что стоит за детскими страхами, агрессивностью и другими нарушениями, они стали стараться наладить поломанный механизм, не повредив при этом работающие детали.

В результате родилась методика, основной принцип которой состоит не в лечении отдельного невротического симптома, а в стремлении гармонизировать деформированную психику в целом. Ведь родители обычно «зациклены» на симптомах болезни, беспокоясь о внешнем проявлении невроза, зачастую вызывающем неудобства в быту или чувство стыда за ребенка.

Нас же, говорят авторы, главным образом волнует причина, а не ее внешние проявления, а также особенности данной конкретной личности, не справляющейся с какой-либо ситуацией. Очень многие дети глубоко переживают испуг, ссоры родителей, уход отца из семьи, появление новорожденного. Да мало ли что случается в их жизни? Но одни переживают то или иное событие без ущерба для психики, другие же — невротизируются.

Основной неврозообразующий психологический изъян авторы назвали патологической доминантой. Хотя, конечно, нервный ребенок — это, как правило, «букет» поведенческих изъянов. Так что выделить, установить патологическую доминанту — самый сложный момент работы. Ведь ни родители, ни тем более сам ребенок эту доминанту назвать не могут. Они ее не знают. Более того, жалобы родителей нередко лишь затуманивают картину.

Например, большинство детей, попадающих на консультацию, застенчивы. При этом одни родители жалуются на тики, другие — на медлительность, третьи — на внезапные вспышки агрессии, четвертые — на плаксивость, пятые — на страхи. Однако патологические доминанты у всех пятерых могут быть различны и не совпадать ни с повышенной застенчивостью, ни с жалобами родителей.

Так, в первом случае это будет подавленная воля, во втором — повышенная ранимость и в связи с этим своеобразная защитная реакция, когда почти вся психическая энергия ребенка тратится на создание «скорлупы», в третьем случае — природная робость в сочетании с гипертрофированным самолюбием, в четвертом — повышенная тревожность, в пятом — неутоленная жажда лидерства и отчаянная боязнь поражения в самых разных ситуациях.

Как же найти патологическую доминанту? Существует много разных «опор» — поведение ребенка на первичном осмотре и занятиях, данные родительской и детской анкет, рисунки, беседы с родителями. Большое значение имеет и внешний облик ребенка: конституциональный тип, пластика, мимика, речь.

Порой это напоминает расследование запутаннейшей детективной истории, где жертва и виновник — фактически одно лицо. Критерием истинности служит исчезновение невротических симптомов (если они упорно не исчезают, значит, патологическая доминанта определена неверно).

Занятие проводится с небольшой группой детей, но, начиная со второго раза, ребенок получает индивидуальное домашнее задание, индивидуально проводится и работа с родителями. Таким образом, каждый ребенок идет по индивидуальной программе в условиях группы. Работе с родителями придается огромное значение, поскольку нельзя говорить о полноценной психокоррекции детей в отрыве от психокоррекции родителей (особенно матери) и налаживания внутрисемейных отношений.

Однако определение доминанты — это еще не все. Ведь с этой доминантой надо работать. И тут уместно вспомнить один из основополагающих принципов классической психодрамы (еще одного способа лечения неврозов) — «выгнать демонов из укрытий». Правда, как рассказывают авторы, помня о том, что демон это падший ангел, они стремятся как бы поднять его, возвысить, элевировать. Если не до ангельского лика, то хотя бы до человеческого лица.

Обычно, как только недостаток, порок, лежащий в основе психической деформации, становится понятным, возникает соблазн искоренить, устранить его. Именно этого и ждут родители, не понимая, что ничего нельзя искоренить безнаказанно. Про опасность нарушения природной экологии вроде бы все понимают, а когда речь заходит о человеке, да еще маленьком, незрелом, почему-то считается, что из него можно вырастить все что угодно. А ведь никому не придет в голову утверждать, что завязь яблока можно превратить в плод сливы.

Часто родители просят: «Он у нас такой робкий! А в современной жизни надо уметь работать локтями. Сделайте что-нибудь!..» Иными словами, просят зайца сделать волком. Метод же психологов И.Медведевой и Т.Шишовой призывает идти по другому пути: сначала выяснить, кто же все-таки прячется под маской зайца, а затем уже элевировать данную конкретную личность.

При этом выяснилась интересная вещь: почти любой недостаток можно повысить до уровня достоинства, то есть элевировать. Например, жадность. Порок ли это? Безусловно. Особенно, учитывая традиции отечественной культуры. Превратить жадину в мота, наверное, можно, но это обязательно обернется множеством грубых личностных искажений. Однако, оказывается, постепенно можно сделать жадного бережливым.

Список пороков, которые при целенаправленной работе поддаются психоэлевации, немал. Застенчивость возвышается до скромности, агрессивность — до устойчивой роли защитника слабых, медлительность — до обстоятельности.

Как же все это происходит? Детям (и родителям) предлагается некая форма кукольного спектакля — лечебные театральные этюды под общим названием «Хозяин — Собака». Натуру олицетворяет Собака, личность — Хозяин (дело в том, что при невротической конституции в человеке, как правило, сочетаются богатая выраженная натура — естество и слабая, неразвитая, как бы непробужденная личность). Собака мешает Хозяину жить, и ему приходится волей-неволей с ней справляться. Иными словами, личность должна научиться укрощать, облагораживать, обуздывать натуру. Вообще, грамотно обузданная (а не подавленная!) натура — залог психического здоровья.

Лечебный кукольный театр оказался идеальным инструментом психокоррекции детских неврозов. Спрятавшись за ширму (за стенку, а ведь невротик часто как раз за-стенчив) или закрывшись маской (за-маскировавшись), говоря от лица куклы и потому не страшась уличения, ребенок получает уникальную возможность целительной исповеди без малейшего психического ущерба для своей и без того хрупкой психики.

При этом используется драматургический материал, специальные пьесы, написанные с соблюдением всех законов жанра. Варианты методики для детей младшего возраста (от 4 до 8 лет) и старшего (от 9 до 13 лет) существенно различаются. Работа проводится в два этапа.

Первый этаппсихокоррекционные этюды (8 занятий по одному в неделю). Театральные сценки разыгрывают как руководители, так и дети с родителями. Частично это делается по заранее написанным сценариям, частично — импровизируется на заданную тему. Каждое из 8 занятий проходит под знаком той или иной ведущей темы (злоба, обидчивость, страх, лень, застенчивость и т.д.). Кроме того, дети участвуют в специализированной театрализованной игре, которая каждый раз обрывается на самом интересном месте и завершается на последнем занятии, вызывая у детей яркие катарсические (очищающие) переживания в финале.

На данном этапе наряду с психокоррекцией нередко происходит и уточнение диагноза. Таким образом, метод драматической психоэлевации одновременно можно рассматривать и как метод дифференциальной диагностики. Нередко первого этапа оказывается вполне достаточно, однако для закрепления достигнутых результатов, а также для более глубокого воздействия в особо сложных случаях психологи рекомендуют пройти и второй этап.

Второй этапспектакль. Тут психологи базируются на собственной рабочей классификации невротических типажей. Всего их девять. Зная, как сильно художественный образ влияет на психику ребенка, они облекли эти девять типажей в метафорическую, сказочную форму и сделали их героями психокоррекционных пьес.

Для репетиций спектакля набирается группа в 7-12 человек разного возраста и, соответственно, из разных групп первого этапа. Готовый спектакль показывается родственникам и друзьям участников. Спектакль, который играется после всего 10-12 репетиций, — сильнейший стресс для детей-невротиков, но, по замыслу устроителей, важно, чтобы это переживание было вознаграждено «убедительной победой». Поэтому зрителей готовят заранее к правильной реакции: бурным аплодисментам вначале всем артистам, а потом каждому в отдельности, крикам «браво», преподнесению цветов участникам.

Вот что рассказывают сами психологи: «Доминирующая черта, выделенная нами на первом этапе, доводится в персонаже пьесы до своего гротескного, карикатурного варианта. И тут мы наблюдаем удивительное, в каком-то смысле парадоксальное явление: если роль подобрана правильно, то ее «проживание» почему-то помогает ребенку окончательно справиться с патологической доминантой. А парадокс заключается в том, что именно усугубление, окарикатуривание природной невротической типажности ведет к освобождению от нее.

Наша работа методом драматической психоэлевации показала, что за короткий срок без психотропных препаратов и лечебного стационара можно активизировать, усилить личность неуравновешенного ребенка настолько, что он сам в состоянии будет справиться с патологическими ”перекосами” характера».



Поделиться с друзьями:



Отзывы на статью [3]

Добавить отзыв
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Текст отзыва:
Код на картинке:
РУБРИКАТОР
Медицина: история и открытия

Мир вокруг нас

Психология

Болезни, которые нас выбирают

Традиционная медицина

Целебное питание, диеты

Школа здоровья

Природные лекарства

Рецепты красоты

Детская энциклопедия

Медицинский дайджест

Женское здоровье

Наши врачи

Мужское здоровье

Товары для здоровья

Интересное знакомство

Рецепты народной медицины от наших читателей

Первая помощь

Спорим, обсуждаем, советуем.

Аренда загородного дома для семинаров и экстремальных тренингов

 
Наше расписание на портале СмартАфиша
 

Мы ВКонтакте

 

Мы в Facebook

 

Мы в Twitter_ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!



 

Самопознание.ру

Всё саморазвитие и самосознание на одном сайте (Самопознание.ру).
 
АНОНСЫ СТАТЕЙ
Природные лекарства
Душистый лекарь
Укроп всегда выращивали и как пряность, и как лекарственное средство. В медицине используют плоды и траву растения.

Природные лекарства
Калина — от ста недугов
В народной медицине плоды и ягоды калины используются для лечения и профилактики многих болезней.

Природные лекарства
Обычная петрушка
Петрушка издревле была известна как лечебное растение.

Детская энциклопедия
Лишний вес у детей
Избыточный вес у ребенка связан с множеством проблем. Помимо того, что детское ожирение часто нарастает при взрослении детей, оно является причиной многих тяжелых болезней: артериальной гипертонии, сахарного диабета II типа, повышает риск развития ишемической болезни сердца, способствует увеличению давления на суставы, понижает самооценку и влияет на взаимоотношения с ровесниками.

Природные лекарства
Желтая ягода софора
Это декоративное дерево часто можно встретить во дворах и на улицах южных городов. Внешне оно немного похоже на акацию, да и не случайно — софора японская относится к тому же семейству бобовых.

Школа здоровья
Профилактика (пиелонефрит)
Профилактика острого пиелонефрита — это прежде всего борьба с инфекционными заболеваниями, которые могут стать причиной болезни, а также укрепление и закаливание организма.

Целебное питание, диеты
Молоко для профилактики рака
Один стакан молока в день может серьезно снизить риск заболевания раком толстой кишки, который является одной из самых распространенных разновидностей этого заболевания.

Психология
12 баллов стресса
Hа стрессы необходимо учиться реагировать адекватно.

Школа здоровья
Убеди себя сам
Хорошее настроение и здоровье так же заразительны, как и болезнь...

Природные лекарства
Если удалён желчный пузырь
Говорить о том, что существует много прекрасных рецептов и трав, способных растворить и вывести камни из желчного пузыря в данных случаях, наверное, поздно, и если операция по удалению желчного пузыря уже была сделана, то образ жизни и особенно питания нужно немного перестроить соответствующим образом.

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Самопознание ру
САМОПОЗНАНИЕ РУ




АНОНСЫ СТАТЕЙ
Болезни, которые нас выбирают
Вегетативно-сосудистая дистония
Диагноз «ВСД» часто ставят людям, страдающим головными болями, головокружением, обмороками, низким или повышенным артериальным давлением; довольно распространен он и среди детей, которым трудно учиться.
Природные лекарства
Народные средства (мастопатия)
Mногие пациентки избавляются от мастопатии благодаря рецептам народной медицины.
Женское здоровье
Легче предупредить (мастопатия)
Советы по предупреждению мастопатии.
Женское здоровье
Самое опасное осложнение (мастопатия)
Мастопатия и некоторые другие гинекологические болезни опасны не только сами по себе, но и тем, что могут со временем переродиться в рак.
Женское здоровье
Какой она бывает? (мастопатия)
Основными причинами появления и развития мастопатии являются дисгормоноз, нарушение иммунного контроля и стрессорные воздействия.