КОНСУЛЬТАЦИИ ТАРОЛОГОВ

 

Севда

Таролог и потомственный целитель.
Мастер работает строго по записи
Подробнее:


 

Таина

Таролог.
Мастер принимает строго по записи

Подробнее:

 

Валентина Чистова Приведи друга - получи одно занятие в подарок!

"ХАТХА-ЙОГА"
Подробнее:
 
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Эзотерический портал Живое Знание - место духовного развития и обмена Новым Знанием.
Газета
для тех, кто ищет духовное и физическое здоровье

Игорь Ясулович: скрываясь под маской, ты лишь обнажаешь себя



Номер газеты: август 2004
Автор: Кузив Т.

Он очень узнаваем. Сейчас в это трудно поверить, но тонкие черты интеллигентного лица и застенчивая улыбка когда-то были помехой для карьеры киноактера. В 60-е годы теперь уже прошлого века советской стране нужны были на экране другие лица: плакатно-мужественные, широко улыбающиеся — лица строителей коммунизма. Как-то в 1964 году учитель Ясуловича Михаил Ильич Ромм спросил у него, молодого выпускника ВГИКа: «Есть работа? Нет? Ну ничего, ничего, интеллигентные лица еще понадобятся!»

И они понадобились. «Девять дней одного года», «Двенадцать стульев», «Щит и меч», «Обратной дороги нет»… Ясулович снялся в более чем 120 картинах — самых разных жанров, от бытовой повести до героической драмы.

Родился будущий актер в 1941 году в эвакуации, в деревушке Рейнсфельд Куйбышевской (ныне Самарской) области. После войны семья морского офицера вела кочевой образ жизни — Баку, Очаков, Бухарест, Измаил… В Таллинне Игорь записался в театральный кружок, и это, возможно, и подтолкнуло его к выбору актерской профессии.

Так или иначе, но в 1962 году Игорь Николаевич закончил актерский, а в 1974-м — режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма). Работал в Экспериментальном театре-студии пантомимы «Эктемим», Театре-студии киноактера. С 1994 года — в Театре юного зрителя, которым руководит Генриетта Яновская. Здесь он задействован практически во всех ведущих спектаклях: «Гроза» А.Н. Островского, «Иванов и другие» А.П. Чехова, «Свидетель обвинения» А. Кристи, «Пушкин. Дуэль. Смерть» К.М. Гинкаса и т.д.

Новая работа актера — в спектакле «Скрипка Ротшильда». В ней, как всегда, раскрывается вся глубина характера персонажа, мастер стремится понять его «изнутри». Спектакль идет на одном дыхании: четыре человека, занятые в нем, около двух часов держат зал в напряжении. А потом на актеров обрушивается шквал аплодисментов! Кстати, сам Игорь Николаевич любит такие роли, которые заставляют много двигаться, требуют большой физической нагрузки. Добавим, что этот спектакль заключительный в триптихе, поставленном К. Гинкасом по произведениям А.П. Чехова. Два других — «Черный монах» (за роль в котором Игорь Ясулович получил Государственную премию) и «Дама с собачкой».

— Игорь Николаевич, давайте начнем нашу беседу не с театра, а с кино. И не просто с кино, а с кино детского, которое, извините за штамп, оставило яркий след в вашей творческой биографии. Кир Булычев как-то сказал о вас: «Я его очень люблю. Он — тип актера, который много работает на вторых ролях. Он очень хороший профессионал. Он дисциплинирован. Он — надежный человек».

— Честно говоря, я ничего не знал о подобном высказывании, но слышать такое чрезвычайно приятно. Не скажу, что детские фильмы — дело моей жизни, но, познакомившись с Киром Булычевым, человеком глубоким, открытым, очень интеллигентным, я с удовольствием снялся во многих фильмах по его сценариям: «Гостья из будущего», «Шанс», «Подземелье ведьм», «Лиловый шар», «Через тернии к звездам»… Замечательные истории, окрашенные юмором, интересные персонажи, характеры. Не случайно они пришлись по вкусу всем — детям, молодежи, взрослым. До сих пор я ощущаю отголоски той популярности. Когда у меня бывают встречи со зрителями, мальчики и девочки, смотревшие булычевские картины, теперь уже взрослые, обязательно восклицают: «Ох! Какое было кино!» Вообще, наверное, сниматься в фильмах про детей и для детей — дело довольно перспективное. Тебя не забудут.

— В «Гостье из будущего» вашим партнером оказался… козел. Хлопот было много?

— Хватало. Дрессировщик поведал мне кое-какие секреты, чтобы можно было сладить с этим «артистом». Например, чтобы козел боднул меня, я легонько ударял его в лоб, и срабатывал условный рефлекс. А чтобы заставить упрямое животное бегать за мной, я держал в руке потушенную сигарету, запах которой для моего партнера являлся, оказывается, притягательным.

— А что такое, по-вашему, «надежный человек» и откуда это качество берется?

— Думаю, многое идет от воспитания, от того, что получил в детстве, юности, от неписаного закона «Даешь слово — надо держать!». А потом… Очень сильное влияние оказал на меня Михаил Ильич Ромм — своими делами, поступками. Он был необычайно яркой личностью, постоянно неудовлетворенной собой. Мучительно искал все время что-то новое в себе и, не стесняясь, делился с нами, студентами, своими душевными муками. Он вел с нами честный, бескомпромиссный разговор. У Ромма никогда не расходились слово и дело. Например, он считал, что надо помогать талантам, и помогал.

В жизни ничто бесследно не проходит. Я часто вспоминаю отношение к нам, будущим актерам, наших учителей, например Александра Александровича Румнева, который вел во ВГИКе пантомиму. Он постоянно подсовывал нам какие-то умные книжки, старался, чтобы мы как можно больше читали, образовывались, расширяли границы знаний. На его занятиях обязательно звучала прекрасная классическая музыка — Шуберта, Бетховена, Мусоргского. И мы привыкали к этому, чувствуя уже в ней потребность. Все ведь воспитывает, оставляет след в душе, формирует характер. Любопытно, что каждая возрастная ступень обязательно несет в себе что-то новое, позволяет делать открытия, важные именно для этого периода жизни. Один из актеров знаменитого японского театра Кабуки сказал как-то, что есть вещи, которые можно сыграть только после шестидесяти лет. С годами многое начинаешь чувствовать более тонко и глубоко.

— Вам принесли популярность роли второго плана, сыгранные потрясающе достоверно. Как тут не вспомнить слова Камы Гинкаса о том, что умение сделать роль второго плана сильной и запоминающейся — редкое качество: «Не та роль главная, которая написана у автора, а та, которую зритель замечает и любит. А Ясуловича зритель чрезвычайно любит!»

— У меня больше ста работ в кино, и среди них, наверное, много не очень значительных. Но зрители почему-то их помнят. На встречах, например, всегда с удовольствием вспоминают эпизод из «Бриллиантовой руки», которую, как мне кажется, до сих пор смотрят с удовольствием.

— Кстати, Игорь Николаевич, действительно ли этот фильм попадал в свое время «на полку»? Из-за сцены в ресторане, где герои напиваются допьяна?

— В то время редко бывало, чтобы картину принимали сразу. Существовало несколько инстанций: худсовет, студия, Госкино… Вносились какие-то поправки, замечания, давались рекомендации, которые нужно было выполнять. Режиссеры, зная об этом, нашли выход. Часто в картину специально вставлялась какая-нибудь глупость. И когда требовалось что-то выкинуть, режиссер старался сконцентрировать внимание комиссии именно на ней. Потом соглашался с требованиями чиновников и... убирал ее, а все остальное проскакивало. Например: едет по дороге фургон с надписью «Мясо». За фургоном бегут собаки. Эпизод, естественно, вырезали: на что, мол, намекаете? С мясом у нас перебои?

Что касается «Бриллиантовой руки», то сказать, попадал ли этот фильм на полку, не могу: не знаю. Но до сих пор вспоминаю о нем с теплым чувством, особенно о своих партнерах, скажем, о Нонне Викторовне Мордюковой — человеке огромного самобытного таланта. Если бы наш кинематограф зависел тогда от кассы, а не от идеологии, думаю, для нее специально писали бы сценарии и снимали фильмы. Она с ее недюжинным талантом могла бы сделать гораздо больше, чем сделала.

Долгое время, тридцать лет, я проработал в Театре киноактера. Там было очень много артистов невостребованных, которые начинали блестяще, а потом их «благополучно» забывали. Это очень печально. В результате театр стал превращаться в контору, где сотрудники получали «пособие по безработице» или ездили по стране с концертами артистов кино, потому что их главным делом было обслуживание кинематографа. И вот приходили сюда молодые актеры, которым еще не посчастливилось «выскочить», сняться, и попадали в рутинную будничную жизнь. Основным занятием их становились ежедневные звонки: есть ли работа? А ведь артист как творческий человек должен работать всегда! Почему, кстати, в кинематографе всегда любили снимать актеров театральных? Потому что они приходили с определенным багажом, наработанным в театре, и все это отдавали кино. Актеры же кинематографа могли реализовать себя только на съемочной площадке: на сцене они не успевали работать как следует, так как могли понадобиться на съемках в любой момент. Если вечером спектакль, а вас вызывают на дубляж или озвучание — вы, естественно, идете на дубляж! Качество спектаклей страдало, составы артистов менялись…

— А для вас работа, выход на сцену — это удовольствие?

— Нет смысла заниматься профессией, если ты не получаешь от этого удовольствия. Если все уже сложилось, если профессия — твоя жизнь, то сцена доставляет несказанную радость.

У Скотта Фитцджеральда есть замечательная пьеса «Размазня». Герой ее очень страдает. Все его считают недотепой, неудачником, который ничего не умеет. Жена тоже смотрит на него как на безнадежного, а ведь когда-то она думала, что он необычайно способный. Вдруг, после очередного семейного скандала, герой пропадает. Все обеспокоены, переживают. И однажды появляется почтальон. Это тот самый герой. Оказывается, он всегда мечтал быть почтальоном! От него требовали чего-то престижного, высокого, а он хотел быть просто почтальоном! «Да, — говорит герой пьесы, — я почтальон. Я самый лучший на свете почтальон!» — «Откуда ты знаешь?» — «Знаю. Я это всегда знал». Понимаете, насколько важно ощущение, что ты — самый лучший! И это вовсе не означает, что кто-то рядом с тобой — хуже. Такое самоощущение необходимо. И только тогда, наверное, можно получать от работы удовольствие.

— Вас называют актером психологической школы. Возможно, мой вопрос прозвучит слишком банально, но все-таки: как избежать поверхностной игры, как заставить зрителя поверить? Что это — опыт, профессионализм, божий дар?

— Думаю, все вместе взятое. Существует масса составляющих творческого самовыражения. Должен быть хороший материал, должен быть хороший режиссер. Нельзя заниматься актерской профессией, если ты лишь некий рупор, если, как сейчас модно говорить, просто «озвучиваешь текст».

Конечно, многое дает и опыт, причем любой — жизненный, профессиональный. В жизни ведь разное происходит: и теряешь, и приобретаешь. Может быть, теряешь даже больше, но парадокс в том, что, теряя, приобретаешь.

Когда каждый день выходишь на сцену и каждый день играешь, то можно выбрать легкий путь: пользоваться уже накатанными штампами. Вот они, все под рукой! С одной стороны, это вроде бы мастерство и умение, а с другой — ты показываешь отработанные клише, сам, наверное, того не замечая. И это противоречие очень существенно.

Моя профессия таит в себе неограниченные возможности, в ней можно сделать столько открытий… Но существует и множество соблазнов, потому что знаешь: вот этот прием будет иметь успех у зрителей, он опробован, то есть ты невольно опускаешь планку. Значит, надо все время искать и в себе и вовне новые грани, новые средства выражения и выразительности и не «соскальзывать». Конечно, в моем возрасте существует уже определенный профессиональный уровень, ниже которого опуститься невозможно. Вопрос в другом: превращается ли все, что ты делаешь, в рутину или нет? Жизнь-то уходит... Крайне важно еще и то, какой режиссер с тобой работает.

— Ну, тут, по-моему, грех жаловаться, можно лишь позавидовать, с какими режиссерами вы работаете: Генриетта Яновская, Кама Гинкас…

— Согласен. Но контактируешь с ними по-разному. Не последнюю роль играет «нащупывание» языка общения с режиссером. А он часто может разговаривать на «птичьем языке». Режиссер продумал, прочувствовал свой замысел, он пытается донести это до актера, но и тот должен понять, реагировать адекватно. Бывает, что он объяснял тебе одно, а ты сделал другое, потому что не понял! Впрочем, это уже наша «кухня»…

— У вас в спектаклях есть дублеры?

— Нет. С этим связаны, конечно, некоторые проблемы, но это дает и гарантию высокого художественного уровня. Мне интересны все мои герои: Кулигин в «Грозе» — один, Шабельский в «Иванове» — другой, все непохожие, каждый раз требуется некое внутреннее переключение. И наступает такой момент, когда начинаешь понимать своего героя «изнутри». Вот понимаешь — и все! Это очень увлекательная задача. Или — следующее. Ты берешь классику, и она тебя поражает. Поражает тем, что автор писал произведение несколько веков назад, а оно, оказывается, и сегодня имеет цену, задевает струны твоей души, находит в ней отклик! Это потрясающе!

— Знаю, что несколько месяцев назад вы были на гастролях в Соединенных Штатах Америки со спектаклем «Скрипка Ротшильда»...

— Да, мы играли в Йелльском репертуарном театре — то, что сейчас называется «мировая премьера». Городок находится неподалеку от Нью-Йорка, там известный университет. Мы отыграли 16 спектаклей, пресса дала очень хорошие отзывы, зрители принимали прекрасно. Реакция была точно такая же, как здесь: смеялись там, где смеялись наши зрители, переживали там, где переживаем мы.

— И последний вопрос, Игорь Николаевич. Вы в прекрасной физической форме. Занимаетесь своим здоровьем?

— Я очень люблю одну деревню в Подмосковье, куда выезжаю с семьей летом и где восстанавливаюсь. Организму своему надо помогать. Это с одной стороны, а с другой — зацикливаться на здоровье, по-моему, все-таки не стоит. Стараюсь, конечно, что-то в себе не запускать, советуюсь по необходимости с врачом, пытаюсь вести, как бы это поточнее сказать, не здоровый, а привычный образ жизни. Считаю, если привыкаешь к определенному распорядку — его не стоит менять, нет смысла.



Отзывы на статью [3]

Добавить отзыв
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Текст отзыва:
Код на картинке:
РУБРИКАТОР
Медицина: история и открытия

Мир вокруг нас

Психология

Болезни, которые нас выбирают

Традиционная медицина

Целебное питание, диеты

Школа здоровья

Природные лекарства

Рецепты красоты

Детская энциклопедия

Медицинский дайджест

Женское здоровье

Наши врачи

Мужское здоровье

Товары для здоровья

Интересное знакомство

Рецепты народной медицины от наших читателей

Первая помощь

Спорим, обсуждаем, советуем.

Аренда загородного дома для семинаров и экстремальных тренингов

 
Наше расписание на портале СмартАфиша
 

Мы ВКонтакте

 

Мы в Facebook

 

Мы в Twitter_ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!



 

Самопознание.ру

Всё саморазвитие и самосознание на одном сайте (Самопознание.ру).
 
АНОНСЫ СТАТЕЙ
Целебное питание, диеты
Перец стручковый
Перец обладает стимулирующим действием и усиливает работу сердечно-сосудистой системы. Перец возбуждает аппетит, улучшает пищеварение, а благодаря бактерицидным свойствам бывает полезен при острых желудочно-кишечных расстройствах

Школа здоровья
Как закапывать глазные капли
Глазные капли очень важно уметь правильно закапывать.

Женское здоровье
На диете сидят женщины, а страдают дети
Нездоровое питание и «экзотические» диеты, популярные среди женщин, отрицательно влияют на здоровье их будущих детей — с таким предупреждением выступил недавно профессор клинической эпидемиологии Саутгемптонского университета Дэвид Баркер.

Целебное питание, диеты
Питание как фактор риска (онкологические заболевания)
Точно известны несколько видов продуктов, которые способствуют возникновению злокачественных опухолей.

Наши врачи
Основные виновники аллергии
По данным Всемирной организации здравоохранения, аллергические заболевания занимают третье место после сердечно-сосудистых и онкологических. Каковы причины столь распространенного недуга, можно ли преодолеть его?

Болезни, которые нас выбирают
Чем опасен храп?
Храп не так безобиден, как думает большинство людей. Он считается основным проявлением ночного апноэ, то есть остановки дыхания во сне — серьезного заболевания, которое может нанести заметный вред здоровью.

Детская энциклопедия
Первая помощь «грызуну»
Когда малыш сосет пальчики, это кажется милым и забавным. Но проходит год-другой — и ребенок начинает грызть ногти.

Целебное питание, диеты
Почему вреден поздний ужин (О питании. Начало)
Для здоровья человека очень важно не только то, что он ест, но и то, когда он ест. При этом наиболее спорным является вопрос: можно ли есть перед сном?

Детская энциклопедия
Ложный круп — ночной хищник
Ложный круп очень серьезное заболевание, причиной которого всегда бывает вирусная инфекция.

Психология
Возвращение трезвости (Продолжение. Беседа 4)
Продолжаем публикацию «уроков трезвости» ленинградского психофизиолога Г.А. Шичко. На этой стадии знакомства с методом предполагаются такие шаги, как написание и доработка аутоанамнеза, ведение дневника и многое другое.

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Самопознание ру
САМОПОЗНАНИЕ РУ




АНОНСЫ СТАТЕЙ
Школа здоровья
Когда и как принимать активированный уголь
Aктивированный уголь применяют в качестве универсального сорбента при отравлениях различными лекарствами, растительными ядами и другими химическими веществами.
Медицинский дайджест
Иммунная система умеет «перестраиваться»
Канадские ученые установили, что при пересадке сердца грудным детям, их иммунная система воспринимает трансплантат как «свой», даже если донор отличается от реципиента по группе крови.
Рецепты народной медицины от наших читателей
Наш домашний доктор — мумие
С самого начала поверив в чудесные свойства мумие, я стала использовать его в различных критических ситуациях.
Школа здоровья
Самый крупный орган (печень)
Печень — самый крупный орган человеческого организма, она располагается в правой верхней части живота и прикрыта ребрами. Ее масса достигает 1500 г, что составляет приблизительно 1/50 часть всей массы тела. Анатомически в печени выделяют две доли — правую и левую. Правая доля почти в 6 раз крупнее левой.
Медицинский дайджест
О поцелуях как лекарстве от недугов
Что же побуждает людей столь часто предаваться этому приятному занятию? Только ли любовь?