КОНСУЛЬТАЦИИ ТАРОЛОГОВ

 

Севда

Таролог и потомственный целитель.
Мастер работает строго по записи
Подробнее:


 

Ольга Дудоладова


Психолог и таролог.
Мастер работает строго по записи
Подробнее:


 

Таина

Таролог.
Мастер принимает строго по записи

Подробнее:

 

Марина Мазулина Приведи друга - получи одно занятие в подарок!

приглашает на занятия
ХАТХА ЙОГА для старшего возраста
Идет набор в группу
 

Валентина Чистова Приведи друга - получи одно занятие в подарок!

"ХАТХА-ЙОГА"
Подробнее:
 
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Эзотерический портал Живое Знание - место духовного развития и обмена Новым Знанием.
Газета
для тех, кто ищет духовное и физическое здоровье

Врачующие душу. Психоанализ в России



Номер газеты: ноябрь 2007
Автор: Баринова А.

В нашем магазине в широком ассортименте представлены товары:
Книги по здоровому питанию, психологии, товары для здорового питания, косметика отечественного производства (крема, масла для ухода за телом, тоники, шампуни и т.д.) и многое другое.


Так же в нашем центре проходят занятия:
Боди-Флекс, Хатха-Йога, школа "Уроки Здоровья", клуб "Жизненная Сила". Ждем Вас к нам на занятия.
Всё для Вашего здоровья в центре Помоги себе сам : http://www.fpss.ru/
или по телефонам: 8-(499)-742-83-58/59, 8-985-980-99-38

Для покупателей, оформившим заказ по товару с сайта скидка 10% Заказать товар
В графе e-mail укажите товар, который Вас заинтересовал.

Вместе с эрой перестроечного ускорения, плавно перетекшей из развитого социализма в недоразвитый капитализм, к нам пришло столько новых слов и понятий (я говорю, прежде всего, о серьезных научных), что рядовому гражданину поладить с ними очень нелегко. Устав спорить с друзьями и коллегами о том, чем функционально отличаются друг от друга психолог, психоаналитик и психотерапевт, я решила обратиться за разъяснениями в Московский психоэндокринологический центр, а заодно задать и несколько сопутствующих вопросов. Итак, мы беседуем с Александром Викторовичем ЛИТВИНОВЫМ (кандидат медицинских наук, член правления Русского психоаналитического общества, «... и просто врач-психиатр», — скромно добавляет мой собеседник).

— Александр Викторович, все мы знаем, что в странах Запада, в частности в США, огромная часть населения регулярно консультируется с психологами, психоаналитиками и другими специалистами в этой области. Причем распространено как семейное, так и «персональное» ведение пациентов. Давайте начнем с разъяснения сущности профессии, а потом постараемся разобраться — это реальная потребность общества или веяние моды?

— Психоаналитик на Западе — очень серьезная элитная профессия, предусматривающая получение образования следующим образом: прежде всего, по принципу «врач, исцелись сам!», вне зависимости от того, есть ли у него какие-либо проблемы, человек должен пройти так называемый личный анализ у кого-либо из уже сертифицированных психоаналитиков. Подчеркну, что этот процесс, как и непосредственное обучение, ему предшествующее, продолжается не менее 7-8 лет, после чего он получает соответствующий сертификат в одном из институтов психоанализа, которых на Западе достаточно много. И только после этого специалист может начать практиковать. В чем заключается наша основная проблема? В России нет возможности получить образование, соответствующее западным канонам, которые существуют уже второе столетие.

— Почему так сложилось?

— Главная причина в том, что психоанализ у нас долгое время был под запретом и только в 1990 году (уже на закате «горбачевской эры») мы смогли создать общественную организацию — Русскую психоаналитическую ассоциацию. Потом, в связи с изменившимися законами — где-то около 94-95 года, — ее пришлось переименовывать. Следуя исторической традиции, мы назвались Русским психоаналитическим обществом (в 20-е годы такое общество существовало в Москве). И еще: те немногие современные специалисты, которые получили возможность выехать на Запад для продолжения образования, почему-то... не вернулись. А подавляющее большинство из вернувшихся (да простят они мне такую прямоту!), к сожалению, не доучились: кому-то не хватило терпения, кто-то счел себя уже достаточно умным для России, и так далее... Поэтому сейчас, пожалуй, уместнее говорить о психоаналитически мыслящем человеке, специалисте. Это может быть психиатр, психолог, социальный работник, педагог, да, в общем-то, человек практически любой профессии, связанной с общением и реальной помощью людям. Но именовать себя психоаналитически ориентированными психотерапевтами мы безусловно имеем право.

Когда было создано Русское психоаналитическое общество (его бессменный лидер и организатор — профессор Арон Исаакович Белкин, личность весьма известная в медицинском мире), наши коллеги — надо отдать должное Международной психоаналитической ассоциации (IPA) — сразу же откликнулись: проводили обучающие семинары, регулярно приезжали ведущие специалисты из США, Великобритании и других стран. В рамках этой программы мы, небольшая группа специалистов, преимущественно врачей и психологов, обучались основам психоаналитической психотерапии.

Сегодня мы постепенно приходим к выводу, что не стоит сокрушаться и сетовать по поводу изолированности России, — например, нет возможности выезжать на конгрессы в Ниццу, в Вену — гораздо правильнее и интересней изучать современный метод психоаналитического взгляда на человека, на его природу, на его психику, стараться вот эти свои откровения и находки применить в реальной действительности.

Перейду к вопросу «модных веяний». Когда в рекламном сайте, буклете или где-то еще вы, уважаемые читатели, увидите слово «психоанализ» и номер телефона, вспомните слова Козьмы Пруткова (процитирую вольно): «Если на клетке с тигром написано «слон» — не верь глазам своим!» Добавлю, что в любом из западных государств, если вы кому-нибудь (даже не имеющему ни малейшего отношения к медицине) отрекомендуетесь психоаналитиком «made in Russia», это вызовет ироническую усмешку. А то, что, к сожалению, россияне порой бездумно тянутся за тенденциями Запада, называя это «модой», беззастенчиво используется некоторыми людьми (которые и сами, чаще всего, — не без психологических проблем!); прочитав с пятого на десятое томик Фрейда, они считают, что уже можно смело вешать лейбл: «Психоаналитик Пупкин ведет прием...»

Так, однажды в подземном переходе возле кинотеатра «Художественный», где вечерами звучит оглушительная рок-музыка и собирается молодежь после прогулок по Арбату, я заметил человека довольно-таки хипповой наружности, который радостно раздавал всем желающим бланкеточки с рекламой такого содержания: «Снимаю сглаз, порчу, провожу психоанализ, чищу карму...»

— И все это через запятую?

— Да! В общем-то, эта чисто российская черта, блестяще подмеченная А.С.Грибоедовым, — смешение французского с нижегородским, — здесь нагляднейшим образом себя проявляет. И, к сожалению, таких вот заявителей слишком много!..

— Что же делать человеку, который хочет получить квалифицированную помощь? Как найти настоящего специалиста и уберечься от шарлатанов?

— Уж если вы решили пройти психоаналитическое обследование, лечение и выбрали конкретного специалиста, к которому хотите обратиться, при первой же встрече с ним (не столь важно, на дому он принимает или в каком-либо учреждении) нужно «по-западному», не стесняясь, поинтересоваться его сертификатом, дипломом, уточнить, какой институт он закончил. Чтобы не попасть случайно в объятия «дикого психоанализа» (это еще фрейдовский термин, характеризующий подобную практику). Стоит помнить и о том, что хотя сегодня немало коммерческих вузов, дающих совершенно шикарные на вид дипломы психологов, психотерапевтов, — качество образования в таких учебных заведениях сильно и всерьез оставляет желать лучшего.

— Извините, но периодически доводится слышать еще и такое мнение, что сам по себе метод психоанализа ничуть не изменился со дней его создателя — великого Зигмунда Фрейда. Так ли это?

— Как и любая наука, психоанализ не стоит на месте и все время развивается. Кстати, в России тоже. Соответственно требованиям реальности. Например, канонический психоанализ, который длится в среднем 3-5 лет с частотой посещений психоаналитика 3-5 раз в неделю, — согласитесь, не только из материальных, но и из временных соображений немногие и на Западе могут себе позволить. Чтобы так лечиться, нужно быть хорошо обеспеченным рантье. Поэтому непрерывно ищутся, изобретаются новые, адекватные нашему динамичному времени модели психотерапии. Но они, безусловно, основаны все на том же опыте, накопленном со времен первого психоаналитика, на важнейших и незыблемых правилах созданной им науки.

Однако если на заре психоанализа преобладала тенденция, которую я бы назвал «психологизацией» тех или иных психических проблем, то сегодня маятник качнулся в другую сторону — к «биологизации», к стремлению все лечить нейролептиками или антидепрессантами. Таким образом, присутствует и поиск некоего разумного синтеза достижений медицины — как биологической, так и психологической.

— Тогда задам центральный вопрос: в чем же все-таки разница между психоаналитиком, психологом и психотерапевтом?

— Для того чтобы стать психоаналитиком, практически везде на Западе не обязательно иметь медицинское образование. Проще: ты можешь быть врачом, но ты можешь быть и социальным работником, психологом... да хоть архитектором! (По моим личным наблюдениям, во Франции этот вопрос решается особенно вольно.) Но хочу отметить и привести здесь выдержку из статьи моего американского коллеги: «Продукт, предлагаемый врачами-психиатрами, все-таки следует считать более качественным, чем продукт, предлагаемый теми же психологами...»

Не хочу предстать «психиатрическим шовинистом», который не оставляет за психологами права на часть работы. Но основное различие между врачом-психотерапевтом, психоаналитически ориентированным психотерапевтом и психологом — всего навсего в том, что психолог не имеет врачебного образования, а врач имеет психологическое, конечно, не настолько углубленное, как, допустим, у выпускника психфака МГУ. У него достаточно знаний для проведения врачебной деятельности, в частности психотерапевтической. У психолога таких полномочных знаний медицины нет (в той же фармакологии, психиатрии). Поэтому задача психологов сводится к психологической коррекции определенных аспектов личности пациента, каких-то семейных, сексуальных или иных проблем, но их знания, безусловно, недостаточны для медикаментозного лечения в тех случаях, когда оно необходимо.

— Мне приходилось слышать и такое мнение: «Психологи — та же “скорая помощь”! Вот ты порезалась — тебе рану йодом прижгли, забинтовали. И — все! Они действительно достойны уважения, но это всего лишь одноразовое оказание помощи, а не решение глобальных проблем». Как вы относитесь к такому утверждению?

— Категорически с ним не согласен! Ведь и врач может выступать в подобной роли — в зависимости от того, какой подход он использует. Далеко не всем нужна корректировка и помощь именно психиатра. Некоторым он даже мешает раскрыться, потому что человек думает: «А вдруг врач поставит меня на психиатрический учет?» Психолог этого не сделает. Именно поэтому иной психолог иного пациента может в гораздо большей степени, извините за жаргон, «раскрутить», чем психиатр. Подход должен быть сугубо индивидуальным. А утверждать, что, дескать, «скорая помощь», — получается, что психологи в роли фельдшеров или медсестер выступают, а мы, такие вот высоколобые и умные, — врачи, — абсолютно неверно, потому что работы всегда и на всех хватает. К примеру, здесь у нас, в Центре, в штате очень много психологов, и у некоторых из них прием загружен даже больше, чем у врачей. И пусть у людей всегда будет возможность выбора!..

— Александр Викторович, уточните еще раз о психотерапевтах.

— Психотерапевт — более широкое понятие: им может быть и психолог, и врач. Психотерапевт может использовать и гипноз, и экзистенциальную психотерапию, и гештальтпсихотерапию, и нейролингвистическое программирование или когнитивную терапию. Но, в общем-то, рамки психотерапии — это преимущественно немедикаментозное лечение. Еще раз возвращаясь к теме психоанализа: мы должны выделять психоанализ как метод, как взгляд, как определенную парадигму, и мы вправе говорить о психоанализе как об одной из форм психотерапии. Помните, как у Высоцкого: «Кто верит в Магомета, кто в Аллаха, кто ни во что не верит — даже в черта назло всем!..»

— Все мы знаем, что на планете по имени Земля ничто не возникает ниоткуда и не исчезает в никуда. Во времена советской власти, когда психоанализ был запрещен, роль психоаналитика, на мой взгляд, зачастую брались исполнять комсомольские, партийные руководители. А в наши дни — пытаются некоторые священники, причем я имею в виду не только православных!..

— Хорошо, давайте немного истории. Фрейд в свое время назвал, хоть и шутя, Москву «третьей психоаналитической столицей мира» — после Вены и Берлина. Именно в России был создан первый в мире психоаналитический детский дом с экзотическим названием «Международная солидарность» (он находился в особняке Рябушинского на Малой Никитской — напротив церкви, где Пушкин венчался с Гончаровой) — там под наблюдением специалистов росли дети некоторых советских чиновников. Одно из положений концепции этого детского дома формулировалось примерно так: родители этих детей, отдавая все свое время партийной и государственной работе, не имеют возможности адекватно их воспитать. Очень симпатизировали идеям Фрейда Троцкий, Бухарин, Радек. В общем, эта акция набирала обороты где-то до середины 20-х годов. В немалой степени резкому изменению ситуации поспособствовали западные психоаналитики, которые все более негативно высказывались в адрес Советской России и этим, конечно, усложнили судьбу своих русских коллег. Думаю, что интерес к психоанализу это не столько сегодняшняя мода, сколько некое традиционное тяготение русского народа ко всему иррациональному. Ведь неспроста многие психоаналитики для обоснования своих положений так широко цитируют русских писателей: Гоголя, Достоевского, Толстого! Просто около 70 лет этот интерес никак не мог быть реализован. Отсюда и нынешний бум. Одним из доказательств служит такой исторический факт: работы Фрейда были переведены на русский язык прежде, чем на все иные. Переводы эти очень качественные, поэтому и до сего дня остаются вполне читабельными...

Возвращаясь к вашему вопросу, если говорить о произвольном присваивании психоаналитических методов советскими руководителями или, в наши дни, — священнослужителями, то, к сожалению, такого рода экстремизма нам хватало всегда. О последних скажу, что, безусловно, в их деятельности присутствуют определенные аспекты психотерапии. Да ведь исторически первыми психотерапевтами и были представители религиозных культов. И все же — одно не должно вторгаться и мешать другому. А поля деятельности хватает и священникам, и психотерапевтам.

— Человеческой природе изначально свойственна неистребимая вера в чудо. Как вы относитесь к «чудесам» Чумака и Кашпировского и, быть может, сотен им подобных, которые менее знамениты. Это — допустимо, непростительно, смешно?

— Для меня это смешно. И грустно. То, что пережило с этими персонажами наше общество, сродни обязательным детским болезням, таким как корь, коклюш, свинка. Наверное, через это нужно было пройти. Но, видите ли, можно хоть стадион Уэмбли собирать, проводя психотерапевтический «сейшн», но при одном необходимом условии: врач или его помощники должны с каждым из присутствующих предварительно пообщаться индивидуально и убедиться в отсутствии противопоказаний для психотерапии (в частности, в отсутствии острого психического расстройства). Ведь основной закон врачующего — «не навреди». То время для нас, психиатров, памятно огромным количеством пациентов и пациенток, которые, возможно, никогда бы не попали в поле нашего зрения и которые очутились у нас, — например, с отказом от пищи («Чумак так махнул рукой — и этим дал мне знак, что я не должна есть!» или «...что я должна уничтожить себя!» и немало еще не менее страшных установок). Поэтому, конечно, я против таких экспериментов над человеческой психикой и над массовым сознанием.

— Мне хотелось бы высказаться на эту тему даже более резко: такого рода психотерапевты-самозванцы живут и действуют по описанному мудрым Фонвизиным принципу: «Все вздор, чего не знает Митрофанушка».

— Отсюда следует совет, который легче запомнится в такой вот полушутливой форме: не стоит пускать в свою душу, в свою психику митрофанушек!..

— В заключение задам очень наболевший вопрос: при таком сумасшедшем ритме современной жизни, когда порою нет времени не только на обед, но и на несчастные шесть часов сна, какие скрытые ресурсы «выручают» современного человека и надолго ли их хватит?

— Да, и молодые, и не очень молодые, и даже совсем не молодые люди постоянно находятся во «вздернутом» состоянии уже не одно десятилетие. Но есть основания для оптимизма, потому что этот вечный стресс, эта нарастающая угроза базовым потребностям человека, личности, — она же рождает новое качество и позволяет еще раз убедиться в поистине безграничных адаптивных возможностях человеческой психики. Да, казалось бы, доколе? Казалось бы, ну сколько еще дел можно втиснуть в 24 часа?! Но все-таки жизнь побеждает, несмотря ни на что рождаются дети, и улыбки удается тоже увидеть на лицах самых разных людей. И это здорово, это главное, что есть, — жизнь. Попробуйте — улыбнитесь!.. И не пускайте в душу митрофанушек!

* * *


Мы призываем всех, кто только что одолел этот объемный материал, — улыбнитесь вместе с нами и скажите себе: «Жизнь продолжается!».


Материал впервые опубликован в 2001 г.

Поделиться с друзьями:





Добавить отзыв
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Текст отзыва:
Код на картинке:
РУБРИКАТОР
Медицина: история и открытия

Мир вокруг нас

Психология

Болезни, которые нас выбирают

Традиционная медицина

Целебное питание, диеты

Школа здоровья

Природные лекарства

Рецепты красоты

Детская энциклопедия

Медицинский дайджест

Женское здоровье

Наши врачи

Мужское здоровье

Товары для здоровья

Интересное знакомство

Рецепты народной медицины от наших читателей

Первая помощь

Спорим, обсуждаем, советуем.

Аренда загородного дома для семинаров и экстремальных тренингов

 
Наше расписание на портале СмартАфиша
 

Мы ВКонтакте

 

Мы в Facebook

 

Мы в Twitter_ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!



 

Самопознание.ру

Всё саморазвитие и самосознание на одном сайте (Самопознание.ру).
 
АНОНСЫ СТАТЕЙ
Рецепты красоты
Позаботьтесь о родинках
Любая внезапная трансформация родимых пятен серьезный повод для беспокойства.

Болезни, которые нас выбирают
«Жирная печень». Что это? (жировой гепатоз)
Понятием «жирная печень» обозначают патологическое состояние, которое характеризуется накоплением жира в клетках печени — гепатоцитах.

Рецепты красоты
Шапки Долой! Порадуемся красивым волосам (народные рецепты)
Hародные рецепты, собранные известным потомственным русским знахарем П.М.Куренновым.

Болезни, которые нас выбирают
БОРОДАВОЧНЫЙ ВИРУС
Существует очень много заболеваний кожи. Некоторые из них, относящиеся к категории хронических, лечатся весьма тяжело. Но зачастую, мы сами провоцируем болезнь.

Мир вокруг нас
Маньчжурские березы не боятся пыли
Специалисты Института физиологии растений, изучив структуру зеленых насаждений Москвы, пришли к выводу, что на обочинах пыльных дорог столицы следует посадить наиболее выносливые деревья и кустарники, которые примут на себя «грязевой удар».

Традиционная медицина
Целитель как объект научного познания
Научное обоснование традиционных методов диагностики и лечения.

Рецепты красоты
Если веснушки не в радость (рецепты народной медицины)
Народная медицина предлагает множество средств для избавления от веснушек.

Мир вокруг нас
Новый взгляд на целительские практики
B потоке информации по целительству можно условно выделить три различных подхода к лечению.

Мир вокруг нас
Семь чудес света
Вряд ли найдется человек, не слышавший о семи чудесах света. Но вот многие ли могут описать их или хотя бы перечислить все семь?

Традиционная медицина
БАЛЬЗАМЫ КАРАВАЕВА
Способы их применения при некоторых заболеваниях.

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Самопознание ру
САМОПОЗНАНИЕ РУ




АНОНСЫ СТАТЕЙ
Мир вокруг нас
Национальный характер и национальная кухня (Англия)
Англия никогда не отличалась авантюризмом в области кулинарии. В этом отношении здесь всегда ощущался некий пуританский дух.
Природные лекарства
Шалфей — в аптечке ваш трофей
Уже в средние века медики культивировали и высоко ценили шалфей за целебные свойства. Известен такой факт: в 1688 году в Европе вышла книга, 414 страниц которой были посвящены исключительно шалфею. С тех пор, вероятно, многие сведения о свойствах этого полукустарника утеряны, так как рекомендации современных травников несколько скромнее
Психология
Со смехом по жизни (психология)
Хорошо известно, что смех полезен для здоровья. Исследователи американского университета Стэнфорд нашли этому научное подтверждение.
Медицина: история и открытия
Возвращенное лекарство
Медь — металл жизни. Малейший ее недостаток может спровоцировать многие болезни.
Школа здоровья
«Белый тигр» — гепатит С
«Самая подлая инфекция», — говорил мой преподаватель. Он-то первый и произнес запомнившееся мне прозвище — «белый тигр». «Белый» — потому что, в отличие от других гепатитов, всегда изначально безжелтушный, а «тигр» — потому что подкрадывается незаметно и неслышно, потом вдруг бросается и рвет человека, приводя к печеночной недостаточности, циррозу печени и особой форме рака печени (гепатоцеллюлярной карциноме).